Про внутреннего перфекциониста и творческий ступор

Три месяца внутренний перфекционист душил моё желание рисовать.

Но вот я снова держу в руках кисть, отважно сражаюсь с растекающейся не по плану акварелью и делаю новые и новые попытки нарисовать так, чтобы мне самой нравилось и было похоже на референс.

С чего началась эта история?

В июне подруга позвала меня на бесплатный марафон по акварельному скетчингу. Я думала отказаться: времени на это совсем нет. Но потом всё же поучаствовала. И – о чудо! – у меня всё получилось! Я была такая счастливая, сама не ожидала, что выйдет так хорошо. Три из четырех скетчей я вставила в рамки и подарила подругам, которые остались очень довольны.

И на этой волне веры в себя и свои способности я решила пройти большой курс по скетчингу. С мыслью, что мне важно научиться работать с акварелью, чтобы самой делать иллюстрации к своей детской книге.

Курс начался еще в начале июля. Позавчера, спустя три месяца, я выполнила только второе задание (из восемнадцати). Весь мой поток уже закончил обучение, уже прошёл выпускной вебинар, а я вот только-только вливаюсь в процесс.

Еще и взяла тариф с проверкой домашних заданий. Думаю, в этом-то и причина моего ступора.

Я боюсь, что меня раскритикуют!

А всё потому, что кое-кто много лет назад говорил мне, что я бездарно рисую. Кое-кто – это моя преподавательница в кружке по декоративно-прикладному искусству. Она была классная вообще-то, мне нравилась. Но вот я сейчас недоумеваю, это вообще о чём надо думать, чтобы вот такое сказать ребёнку, своей ученице?.. И ведь до сих пор не могу отделаться от воспоминаний о ее словах.

А еще я боюсь, что не получится сразу так хорошо, как хочется.

В писательстве я уже позволила себе «ужасный первый черновик» (это из книги «Птица за птицей» Энн Ламотт) – а здесь почему-то всё еще хочу, чтобы сразу был шедевр.

А преподавательница наша говорит: «Ну, не получится – перерисуете. Это в порядке вещей!»

Ну я и перерисовываю… Вот на картинке черновик, например. Что-то получилось, что-то нет. Потренировалась делать то, что не получается, поняла свои ошибки, надо теперь выполнять всю работу заново.

На эту же тему Дарья мне вчера прислала цитату из книги Джеймса Бьюдженталя: «требование совершенства является прямым источником подавления любых человеческих усилий и средством избегания внутреннего осознания». Если проще: внутренний перфекционист душит на корню все попытки хотя бы начать что-то делать, и чтобы с ним не встречаться, мы начинаем активно прокрастинировать.

В общем. В очередной раз: надо просто брать и делать. Так просто и так непросто. Вот косячно, неидеально, криво, неумело. Но делать. Никакой волшебной пилюли нет, просто «фигачить» и всё. В процессе всё постепенно наладится. А без процесса не наладится никак.

А еще очень большую роль всё-таки играют материалы. Отличная плотная акварельная бумага, профессиональные краски, правильная кисть и обычная белая керамическая тарелка вместо палитры – и дело идёт сразу приятнее и проще, а результат радует больше.

И ещё меня поддерживает, когда кто-то за значимых для меня людей хорошо отзывается о моих работах. Вот мужу, например, понравился осенний скетч, и он предложил мне сделать по его мотивам серию больших картин для нашего дома – по одной картине на каждое время года.

Какой из всего этого вывод? Важно найти опоры внутри себя и вовне и просто делать как получается, позволять себе ужасные первые черновики. Главное – идти, идти и идти вперёд.

Поделитесь, душил ли когда-то внутренний перфекционист ваши творческие порывы? Как вы с этим справились? Критиковал ли (неконструктивно) кто-то из ваших учителей ваши творческие способности?

Про внутреннего перфекциониста и творческий ступор: Один комментарий

  1. Мой внутренний перфекционист до сих пор душит… Прокрастинация прям про меня. Пытаюсь как-то бороться, но пока проигрываю. Причем критика окружающих меня мало волнует, а вот своя собственная критика очень даже

Оставьте комментарий